"Ханума" ГАСТРОЛИ Ростовского государственного музыкального театра Жанр – Водевиль в 2-х действиях :: Продолжительность – 2 часа :: Актов/Действий – 2

Действие разворачивается в конце ХIХ века в Авлабаре – одном из древнейших кварталов старого Тифлиса (Тбилиси), где соперничают две свахи – Ханума и Кабато. Старый князь Вано Пантиашвили, прокутивший состояние, ищет богатую невесту, чтобы оплатить долги и выкупить заложенное имущество. Ханума подыскала ему не слишком молодую и, как позже выяснится, не самую красивую невесту с приличным приданым – Гулико; князь знает невесту только по описаниям Ханумы (причем возраст ее в этих описаниях постепенно увеличивается), но его интересует главным образом приданое. Кабато же сватает князю юную и прекрасную дочь купца из Авлабара Микича Котрянца. Нувориш, сын бедного сапожника, Микич Котрянц мечтает выдать свою дочь Сону замуж за аристократа, чтобы получить доступ в высшее общество и ездить по городу в карете с гербом; в то же время он считает такой брак, независимо от возраста жениха, истинным счастьем и для самой Соны. Ради достижения своей цели он нанял дочери учителя – Котэ Пантиашвили, племянника Вано, тоже князя, но об этом не знают ни Сона, ни ее отец. Котэ обучает Сону французскому языку, пению, танцам, хорошим манерам, – за этими занятиями учитель и ученица уже давно полюбили друг друга. Кабато убеждает князя Вано в том, что у Гулико никакого приданого нет, и приводит к нему Микича Котрянца. Дочь купца из Авлабара представляется князю не лучшей партией, но размеры приданого поражают его воображение. Князь и купец заключают предварительный договор, и Микич приглашает будущего зятя на смотрины. Сона в отчаянии: она хочет выйти замуж за Котэ и ни за кого другого. Ханума, имеющая в этом деле свой интерес, берется помочь влюбленным. Когда, в отсутствие Микича, в его дом приезжает князь, перед ним, надев свадебное платье с фатой, скособочившись и сильно хромая, вместо Соны предстает Ханума. Шокированный как обликом невесты, так и ее вульгарными манерами, князь в ужасе покидает дом, не дождавшись хозяина. Вечером к князю Вано приходит Ханума и уговаривает его жениться на Гулико; тем временем мимо дома князя в фаэтоне проезждает юная красавица. Это Сона, но Ханума выдает ее за Гулико. Князь очарован – если бы он с самого начала знал, что Гулико так юна и хороша собой... Он без колебаний подписывает брачный договор. Однако наутро к Вано Пантиашвили является возмущенный Микич; он не может понять, за что князь обзывает его дочь «каракатицей» и «залежалым товаром». Выясняется, что он скупил все векселя Вано и разорвал бы их, если бы брак состоялся. Но теперь оскорбленный Микич готов предъявить их к оплате. Князь оказывается в безвыходном положении: он не может жениться на Гулико, в которую влюблен, но не может жениться и на Соне, связанный другим договором. Остается одно – проститься с бренным миром. Решив сделать это в городской бане, Вано Пантиашвили созывает друзей, чтобы проститься с ними, как подобает. Но самоубийство князя не входит в планы Ханумы; с ее подачи Котэ объявляет, что готов пожертвовать собой ради любимого дяди и жениться вместо него на дочери Котрянца, – в конце концов, он тоже князь. От души сочувствуя племяннику, Вано принимает жертву. В финале Микич Котрянц с радостью обнаруживает, что возлюбленный его дочери – самый настоящий князь, и притом, в отличие от дяди, не тунеядец и не пропойца. А князь Вано с огорчением узнает в невесте племянника свою Гулико, в то время как истинная Гулико, на которой ему приходится жениться, оказывается пострашнее «каракатицы»... За всеми этими событиями и Ханума находит себе достойного жениха в лице приказчика Микича, Акопа, и передает свое дело неудачливой Кабато.